пятница, 13 февраля 2015 г.

Остановка внутреннего диалога (Карлос Кастанеда. Учение Дона Хуана)

В плену языка - в рабстве у Разума.

<< ... Воспринимаемый мир обеспечивается разумом и поддерживается его основным способом самоосуществления — языком. Дон Хуан сказал однажды: "Всегда, когда прекращается диалог, мир разрушается, и на поверхность выходят незнакомые грани нас самих, как если бы до этого они содержались под усиленной охраной наших слов. Ты такой, какой ты есть, потому что ты говоришь это себе." (IV, 35) ...

... He осознав, каким серьезным препятствием является язык дня чистого восприятия, мистически настроенный искатель находит лишь то, что подсказывает ему собственный ограниченный разум. ...

... Как пишет Э. Гримстоун в своем введении к "Практике дзэн" Сэкида Кацуки: "Чтобы видеть мир таким, каков он есть, нам нужно оставить эту всепроникающую деятельность ума, оставить ее, опустошить ум, ослабить то, что мы воображаем своей словесной властью над миром. Зрелый ученик Дзэна посредством длительной практики освободился от таких мыслей, концепций, ложных понятий, фальсификаций и грез, которые обычно плетет наш ум. Он переживает настоящий момент во всей его полноте таким, каков он есть, он способен видеть то, что действительно находится перед ним. Его восприятие мира является чистым и незапятнанным." ...

... жизнь бесконечно больше разума, бесконечно важнее его — в ней свой особенный смысл, особенная радость и полнота.

Чтобы увидеть бытие таким, разум должен быть остановлен, язык прекращен и оставлен социальной коммуникации, в чем, собственно, и заключена его единственная функция ...

... А дальше — опасная и малознакомая область. Шри Ауробиндо называл ее "безмолвием ума", Джидду Кришнамурти — "тотальным вниманием", буддисты — «пустотой», а дон Хуан — "остановкой внутреннего диалога". Ни одна мистическая доктрина, ни одно магическое учение не обходится без этого фундаментального приема. Какими бы метафизическими конструкциями, какой бы мифологической декорацией ни пользовался "духовный учитель", контроль над умственной деятельностью оказывается первым шагом на пути к Неведомому. ...


... Свое обучение остановке ума дон Хуан начинает так:

"Ты слишком много думаешь и разговариваешь. Ты должен прекратить разговор с самим собой. <…> Каждый из нас делает это. Мы ведем внутренний разговор. Подумай об этом. Что ты делаешь, когда остаешься один?

— Я разговариваю сам с собой. <…>

— Я скажу тебе, о чем мы разговариваем сами с собой. Мы разговариваем о нашем мире. Фактически, мы создаем наш мир нашим внутренним разговором. <…> Когда мы перестаем разговаривать с собой, мир такой, каким он должен быть. Мы обновляем его, мы наделяем его жизнью, мы поддерживаем его своим внутренним разговором. Но не только это. Мы также выбираем свои пути в соответствии с тем, что говорим себе. Так мы повторяем тот же самый выбор еще и еще, до тех пор, пока не умрем. Потому что мы продолжаем все тот же внутренний разговор.

Воин осознает это и стремится остановить этот разговор. Это последнее, что ты должен знать, если хочешь жить, как воин. " (II, 393–394) ...

... "Мы полностью захвачены своим частным взглядом на мир, и это заставляет нас чувствовать и действовать так, как если бы мы знали о мире все. Учитель с самого первого своего действия направлен на то, чтобы остановить этот взгляд. Маги называют это остановкой внутреннего диалога, и они убеждены, что это — единственная важнейшая техника, которой ученик должен овладеть." (IV, 239) ...  >>

Остановка внутреннего диалога.

<< ... "Для того, чтобы остановить способ видения мира, который поддерживаешь с колыбели, недостаточно просто желать или просто принять решение. Необходима практическая задача. Эта практическая задача называется правильным способом ходьбы. <…> До самого последнего момента тебе не приходило в голову, что это было самым эффективным средством для остановки твоего внутреннего диалога.

— Как правильный способ ходьбы может остановить внутренний диалог?

— Ходьба в этой специфической манере насыщает тональ, — сказал он. — Она переполняет его. Видишь ли, внимание тоналя должно удерживаться на его творениях. В действительности, именно это внимание в первую очередь и создает порядок в мире. Поэтому тональ должен быть наблюдателем этого мира, чтобы поддерживать его. И превыше всего он должен поддерживать наше восприятие мира как внутренний диалог.

Он сказал, что правильный способ ходьбы является обманным ходом. Воин сначала, поджимая пальцы, привлекает свое внимание к рукам, а затем, глядя без фиксации глаз на любую точку прямо перед собой на линии, которая начинается у концов его ступней и заканчивается над горизонтом, он буквально затопляет свой тональ информацией. Тональ без своих отношений с глазу на глаз с элементами описания не способен разговаривать сам с собой, и таким образом он становится тихим.

Дон Хуан объяснил, что положение пальцев никакого значения не имеет, и что нужно просто привлечь внимание к рукам, сжимая пальцы непривычным образом. И что важным здесь является то, что несфокусированные глаза замечают огромное количество штрихов мира, не получая о них ясного представления. Он добавил, что глаза в этом состоянии способны замечать такие детали, которые были бы слишком мимолетными для нормального зрения." (IV, 239–240)

Особенное внимание следует обратить на то, что "переполнение информацией" связано с глазами. 90 % поступающего сенсорного сигнала проходит у человека через визуальный канал. Но и это еще не все. Любое действие тоналя по обработке сигнала (смыслообразование, референция) также автоматически связано с движением глаз — об этом хорошо знают специалисты по нейролингвистическому программированию. Глазами мы «думаем», «вспоминаем», «воображаем», «оцениваем», "ищем выход", "принимаем волевое решение". Дезавтоматизация движения глазных орбит «расстраивает» тональ во всех основных пунктах его хорошо скоординированной деятельности. Вот почему дон Хуан не слишком настаивает на "созерцании точки" или на беспорядочном блуждании взора по белой стене, как это практиковалось в буддистских монастырях. «Маг» требует совмещения двух практических приемов: восприятия большой и неосмысливаемой перцептивной массы и сокращения до возможного минимума автоматических движений глаз. Эти два условия, соблюдаемые одновременно, при должной настойчивости помогают остановить внутренний диалог.

"В начале нашего знакомства дон Хуан предлагал мне… подолгу ходить с расфокусированными глазами, пользуясь только боковым зрением. Он утверждал, что если удерживать расфокусированные глаза на точке чуть выше горизонта, то получаешь почти полный 180-градусный обзор. Он настаивал, что это упражнение является единственным способом остановки внутреннего диалога. <…> Тогда же я понял, что остановка внутреннего диалога — это не просто удерживание слов, произносимых самому себе. Весь процесс моего мышления остановился, и я ощутил себя как бы парящим." (IV, 19)

Аудиальный сигнал, как обычно замечают, по сравнению с визуальным менее «информативен», т. е. гораздо меньше склонен складываться в сложные и однозначно узнаваемые перцептивные образы и не так активно участвует в тональном "описании мира". (Мы, конечно, рассматриваем только первую сигнальную систему.) Восприятие звука, не подкрепленное визуальным компонентом, всегда неполно, всегда оставляет «пробел» в значении или ситуации, позволяя применить к нему сразу несколько интерпретационных схем. И этому факту в системе дона Хуана уделяется должное внимание:

"Как я могу перестать говорить сам с собой?

— Прежде всего, ты должен использовать уши, чтобы снять часть нагрузки с глаз. Мы с самого рождения использовали свои глаза для того, чтобы судить о мире. Мы говорим с другими и с собой главным образом о том, что видим. Воин сознает это и прислушивается к звукам мира." (II, 394)

Намерение.

Пожалуй, самая труднопостигаемая штука в деле остановки внутреннего диалога — это использование воли. Об этой загадочной и одновременно очень простой вещи, которую дон Хуан называет то волей, то намерением, то командой Орла, нам придется говорить особо. Сейчас же мы укажем только на одно: любое действие существа ("мага" или профана) есть прямая манифестация воли, т. е. непосредственного передвижения энергетических полей, связанных в единой структуре с энергетикой мироздания. Все указанные выше приемы — только «уловки», особенные «делания», открытые древними исследователями и служащие для пробуждения воли — для научения перестраивать свое энергетическое поле определенным способом. Если эта задача выполнена, вспомогательные техники можно оставить — они более не нужны.

В конце обучения дон Хуан прямо разъяснил суть дела: "Внутренний диалог останавливается за счет того же, за счет чего начинается: за счет действия воли. Ведь начать внутренний разговор с самими собой мы вынуждены под давлением тех, кто нас учит. Когда они учат нас, они задействуют свою волю. И мы задействуем свою в процессе обучения. Просто ни они, ни мы не отдаем себе в этом отчета. Обучаясь говорить с самими собой, мы обучаемся управлять волей. Это наша воля — разговаривать с самими собой. И, чтобы прекратить внутренние разговоры, нам следует воспользоваться тем же самым способом: приложить к этому волю, выработать соответствующее намерение." (VII, 374)

И здесь мы подходим к сущности и цели всего этого нелегкого предприятия.

Второе внимание.

Дело в том, что внимание, которым маг выбирает комплексы восприятий из хаотического океана нагуаля, благодаря которому получает способность оперировать ими, — по сути своей схоже со вниманием ординарным. Оно тоже в какой-то мере вычленяет, организует, изолирует и вытесняет (иначе маг в таком режиме восприятия оказался бы обычным идиотом), но по отношению к "описанию мира" такое внимание удалено, пользуется этим «описанием» принципиально иным способом — оно просто не может работать как обычно, т. к. захватывает в область резонанса неизмеримо большую часть энергетического спектра Реальности, чем внимание ординарное. По тем же причинам оно оказывается гораздо мощнее в своих движениях — в фиксации, фокусировке, перемещении.

Ординарное внимание тоналя дон Хуан называет первым, а энергетически расширенное внимание мага — вторым. И остановка внутреннего диалога — главный ключ ко второму вниманию. Собственно говоря, здесь и начинается настоящая магия. "Дон Хуан говорил, что как только мы остановим внутренний диалог, мы остановим и мир. Это было операционное описание непостижимого процесса фокусировки нашего второго внимания. Он говорил, что некоторая часть нас всецело пребывает под замком, так как мы боимся себя." (V, 584)


Ностальгия по Себе.

Этот "страх себя" сродни ностальгии. Ибо однажды увидевший мир глазами "второго внимания" в особом смысле перестает быть человеком — все дорогое ему, все «человеческое» вдруг перестает быть.

Какой неожиданный поворот от человека (маленького, эгоистичного, ограниченного и смертного) к великолепной Реальности ... ! И все-таки мы уже были там — в этом космическом чреве, в истоке всех вещей. Были и подсознательно тоскуем о возвращении. Ностальгия «здесь» и ностальгия «там». Обоюдоострый меч, всю безжалостность которого иногда чувствуют философы. Как бы, между прочим, написал об этом М. Мамардашвили:

"Вспомним чувство невыразимости, связанное с упоминаемым словосочетанием "неизвестная родина". Если сблизить чувство "неизвестной родины" с ощущением непонятной обреченности всего высокого и доблестного, то мы ощутим у себя какую-то ностальгическую отстраненность от того, где мы живем, с кем мы связаны, от нашей страны, от нашей родины, от нашей географии, от наших нравов и обычаев. За этой ностальгической отстраненностью стоит ощущение и отблеск неизвестный, непонятный, но отблеск чего-то другого."

Эта же неотступная ностальгия зовет нас в путь, не обещая избавления от тоски, — она зовет, потому что нельзя же вечно оставаться слепыми.

Реальность стоит у порога и требует своего. "Ни из какой совокупности опыта, — пишет философ, — нельзя вывести различие между реальностью и представлением о ней. Всякая реальность нам дана представлениями о ней. И сама мысль о том, что есть реальность, и представление о ней и что одно отлично от другого, ниоткуда нами не может быть получена. Но она откуда-то приходит, и платоновское «вспомнить» — один из путей, по которому она к нам приходит…" (М. Мамардашвили. "Что значит мыслить и что значит мыслить не мысля…")

Быть может, всем нам предстоит вспомнить, откуда мы родом, и вся наша ностальгия — только грусть о былом, о давнем, о безвозвратно утраченном детстве. ... >>


Магические пассы, помогающие достижению внутренней тишины.
Внутренняя тишина описывалась доном Хуаном Матусом как такое состояние человеческого восприятия, когда сознание действует без своего обычного спутника, внутреннего диалога. Дон Хуан и все маги его линии считали внутреннюю тишину очень существенным качеством развитого восприятия.


1. Рисования двух полукругов каждой ногой.
Весь вес тела переносится на правую ногу, а левой в это время чертим полукруги, один из которых начинается в полушаге от тела, впереди его. Нога рисует внешний боковой полукруг, заканчивая рисовать его у правой пятки, затем рисует ещё один полукруг, который заканчивается в полушаге позади справа от тела.
Аналогичное движение выполняется затем правой ногой, вес тела переносится на левую. Опорная нога слегка согнута в колене для придания телу устойчивости, а рисующей ноге - силы. Дыхание - обычное.


2. Рисование ногами полумесяца.
Магический пасс начинается с того, что левой ногой рисуем вокруг тела полукруг, который начинается спереди и кончается сзади; вес в это время перенесён на правую ногу, которая слегка согнута в колене.
 Аналогичное движение выполняем затем правой ногой. Дыхание - обычное.

3. Чучело, стоящее на ветру с опушенными руками.
Руки вытянуты в стороны на уровне плеч, обеспечиваем прямую линию в течении всего упражнения, но не за счёт поднятия плеч, плечи опущены. Сгибаем предплечья вниз (предплечья и кисти расслаблены) и колеблем их синхронно от центра - к центру, словно ветер колышет их. На счет "двадцать" упражнение прекращаем, руки поднимем вверх строго вертикально. Колени напряжены.
4. Чучело, стоящее на ветру с поднятыми руками.
Руки вытягиваем в стороны на уровне плеч, предплечья поднимаем вертикально вверх, ладони смотрят вперед. Сохраняя линию плеч прямой, опускаем через перед предплечья строго вниз, ладони смотрят назад. Опускаем и поднимаем предплечья двадцать раз. Колени напряжены.

5. Толкание энергии назад всей рукой.
Колени слегка согнуты и напряжены. Корпус слегка наклонен вперед. Лопатки очень сильно сведены, согнутые в локтях руки прижимаем к телу, а ладони собранные в крепкий кулак (на одной линии с предплечьями), помещаем на уровне подмышек, кулак смотрит вверх. Делаем вдох. Сохраняя лопатки сведенными в течении всего упражнения, с выдохом распрямляем руки назад, локти остаются прижатыми к телу так же в течении всего упражнения. Кулаки повернуты вниз (находятся на одной линии с предплечьями). Выдох завершаем. На вдохе возвращаем руки в исходное положение. Повторяем двадцать раз, затем меняем вдох и выдох местами и делаем ещё двадцать раз.

6. Вращение кистями.
Руки вытягиваем вперёд и сгибаем в локтях, предплечья подняты вверх и параллельны друг другу. Очень сильно согнутые в запястьях кисти, обращенные к лицу, напоминают голову птицы и находятся на уровне глаз. Сохраняя локти и предплечья неподвижными, делаем резкие повороты согнутыми в запястьях кистями вперёд - назад.

7.  Перемещение энергии рябью.
Колени слегка согнуты, корпус немного наклонен вперёд. Правое плечо слегка нависает вперед, рука свободно висит перед телом. Левое плечо отведено назад, левую руку заводим за спину. Начинаем движение левой рукой из-за спины вперёд по полукругу сбоку от тела. Движение кисти в этот момент напоминает откручивание крышки по часовой стрелке, если смотреть сверху. За весь полукруг делаем три таких вращения кистью. В конце полукруга рука находится на границе левой ноги, отсюда описываем плавную дугу перед телом слева направо, до границы правой ноги, и такую же дугу обратно, до границы левой ноги. Рука не напряжена, но и не расслаблена. От границы левой ноги, возвращаем левую руку обратно, в исходное положение (за спину) по полукругу, совершая при этом такие же вращения кистью, но теперь против часовой стрелки, делаем три вращения. Повторяем двадцать раз (три вращения вперед, полукруг перед телом, три вращения назад), одной рукой. Затем меняем руки и повторяем всё тоже самое.

8.  Т-энергия рук.
Локоть левой руки находится рядом с телом, сбоку, а предплечье согнуто вперед, ладонь смотрит вверх. Правая рука согнута в локте, её предплечье находится напротив солнечного сплетения, образуя прямой угол с левой рукой, ладонь смотрит вниз. Руки находятся на одном уровне. Сохраняя локти обеих рук неподвижными, одновременно и резко поворачиваем предплечья вместе с ладонями (на одном уровне с предплечьями), так, чтобы левое предплечье (ладонь) смотрело вниз, а правое вверх. Колени немного согнуты. Смену рук повторяем двадцать раз. Повторяем то же самое, поменяв руки местами.

9.  Прижимание большого пальца к указательному.
Руки согнуты в локтевых суставах, предплечья находятся впереди тела и горизонтальны, сохраняя расстояние между собой равное ширине тела, ладони смотрят вверх. Пальцы согнуты в неплотный кулак, большой палец держится прямо и давит на вторую фалангу согнутого указательного пальца, а указательный давит на большой. То ослабляем давление, то опять усиливаем его, передавая импульсы руке. Колени слегка согнуты для устойчивости.

10.  Вычерчивание острого угла руками между колен.
В этом магическом пассе ноги прямые, коленные суставы напряжены максимально. Корпус наклонен вперед-вниз, спина прямая и почти параллельна полу, шея прямая, взгляд устремлен вниз. Прямые руки помещаем между ног, соединив рёбра ладоней. Сохраняя корпус неподвижным, вычерчиваем острый угол прямыми руками, поднимая их на уровень головы и опять соединяя между ног, где находится вершина угла. Повторяем двадцать раз.

11.  Вычерчивание острого угла руками у лица.
Как и в предыдущем упражнении ноги прямые, коленные суставы напряжены максимально. Прямые руки поднимаем вертикально вверх и соединяем ладони над головой. Корпус вместе с руками наклоняем вперёд, спина прямая и почти параллельна полу, шея прямая, взгляд устремлён вниз. Прямые руки параллельны полу на уровне головы, ладони соединены, образуя вершину угла. Начинаем чертить острый угол прямыми руками вниз, назад. В конечной позиции ладони рук смотрят друг на друга. Возвращаем руки в исходное положение. Повторяем двадцать раз.

12. Вычерчивание энергетического круга между ногами и перед телом.
В этом магическом пассе ноги распрямлены, корпус наклонён вперёд-вниз. Прямые руки находятся между ног, ладонь левой руки лежит на тыльной части ладони правой руки. Вынеся руки вперёд, рисуем одновременно двумя руками два расходящихся круга; левая рука описывает круг против часовой стрелки, а правая по часовой стрелке, если смотреть сверху. В конечной точке соединяем ладони, как в начале пасса. Теперь начинаем описывать сходящиеся круги. Из той точки, где закончили предыдущие круги, ведём соединённые руки вниз к телу, отсюда левой рукой рисуем круг по часовой стрелке, а правой - против. Когда руки находятся в точке, откуда мы начали эти круги, соединяем их (левая поверх правой). Движения плавные и не прерываются. Повторяем вычерчивание четырех кругов десять раз. Затем меняем местами ладони - правая поверх левой, и так же повторяем пасс десять раз.

13.  Три пальца на полу.
Ноги прямые, связки максимально напряжены, руки висят вдоль тела. На вдохе поднимаем прямые руки над головой. Во время выдоха, наклоняясь вперед, опускаем руки вниз к полу. Ладони, образуя "куриную лапу" (средний, указательный и большой пальцы распрямлены, а остальные согнуты), касаются пола с надавливанием (указательный и средний пальцы смотрят вперёд). Заканчиваем выдох и на глубоком вдохе распрямляем тело с поднятыми руками. С выдохом опускаем руки вниз вдоль тела.

14.  Костяшки на пальцах ног.
Ноги прямые, связки максимально напряжены, руки висят вдоль тела. На вдохе поднимаем прямые руки над головой. Во время выдоха, наклоняясь вперед, опускаем руки вниз к полу. Вторая и третья фаланга пальцев рук во время наклона плотно согнуты, большой палец прижат сбоку к распрямленной ладони. Касаемся пальцев ног. Линия ладони на одной линии с предплечьями.

15.  Притягивание энергии с пола дыханием.
Ноги согнуты в коленях, руки висят вдоль тела. Поднимаем прямые руки над головой, делая вдох. Поворачиваем корпус влево и с наклоном вниз начинаем медленный выдох. Сильно согнутые в запястьях распрямленные ладони смотрят вниз и находятся на уровне щиколоток, пальцы ладоней направлены влево. Начинаем качелеобразные движения слева направо и обратно с небольшой амплитудой, так, что ладони всё время движутся над полом. Левая нога находится между рук. Продолжая выдыхать, делаем пять скользящих движений. Выдох закончен. Зафиксировав ладони неподвижно над полом, делаем очень глубокий вдох, втягивая энергию земли. Задержав дыхание, поднимаемся и распрямляемся. Корпус, с прямыми руками над головой, смотрит влево. Разворачиваем корпус вперёд, и затем вправо, продолжая задерживать дыхание и сохранять руки поднятыми над головой. С наклоном вправо начинаем медленный выдох, опять делаем пять скользящих движений, завершая выдох. Так же делаем вдох. Задержав дыхание, поднимаемся, корпус и прямые руки над головой смотрят вправо. Разворачиваемся к центру и с долгожданным выдохом опускаем руки вниз вдоль тела. 


Магические пассы - остановка внутреннего диалога (видео)





Остановка внутреннего диалога по хакерам сновидений
выдержки с форума

Насколько я понял, есть два основных принципа ОВД.
1. Перегрузка информацией.
2. Сведение информации к одной постоянно повторяющейся мысли с последующим её "стиранием".
Практически все техники, что я встречал, относятся именно к этим двум типам. Например, "динамическая медитация". Вы стараетесь отслеживать то, как вы ходите. Постоянно. В итоге - перегрузка исходных данных. То же самое - расфокусировка. Ты получаешь как бы картинку в виде пикселей. В итоге на "систему обработки" обрушивается не пара десятков объектов, а несколько триллионов "байтов описания точек". Всё, перегруз.
Второй способ как раз и отлавливает эти блоки. Сначала ты концентрируешься на мысли, затем пытаешься понять, где именно идёт её проговор. Идёшь как бы "вглубь", следя, как эта мысль возникает. Имеено это и описано - просто прекрасно! - в "Астральной динамике" Брюса. Итог - ты "растворяешь" мысль то её появления. Затем следишь за следом и - глубже, глубже... доходя до источника и наблюдая за ним. Итог тот же - ОВД.

Такое вот IMHO.

Во время ОВД замирает время. Ты словно выпадаешь из текущих событий. Они сами по себе, ты сам по себе. Организм (физическое тело) реагирует по-иному. Словно бразды правления твоими внутренними органами от подсознания переходят непосредственно в твои собственные руки. Так это или нет на самом деле, я точно не знаю, но ощущения сложились именно такие. Словно сам задаешь ритм сердцу и напоминаешь себе, что нужно дышать. Пришла к выводу, что состояние ОВД помогает при лечении заболеваний твоего организма. К внутренним ощущениям добавила бы и интуитивные ощущения. Состояние ОВД позволяет тебе как бы "сливаться" с предметами и людьми. Общаясь с людьми в состоянии ОВД, ты знаешь, что они ощущают (ты их чувствуешь), можешь предугадать их последующие действия и высказывания. Чтение их мыслей возможно, но это уже из другой темы. Единственной помехой в общении с людьми, находясь в состоянии ОВД, это то, что они замечают в тебе отсутствие привычных твоих реакций на реал. Люди чувствуют себя неуютно рядом с тобой, они начинают или задавать вопросы о твоем самочувствии, или уходят от общения, или своим поведением стараются как-то изменить ситуацию, чтобы чувствовать себя более комфортно с тобой.